наверх
 

Лариса Жадова. В доме Леже

Fernand Léger. Three Women. 1921-22. Source: The Metropolitan Museum of Art
Fernand Léger. Three Women. 1921-22. Source: The Metropolitan Museum of Art
 
 
 
Автор статьи:
Лариса Алексеевна Жадова (1927—1981) — советский искусствовед, историк искусства и дизайна, исследовательница русского авангарда.
Статья публикуется по изданию:
В доме Леже / Л. Жадова // Декоративное искусство СССР : Ежемесячный журнал Союза художников СССР. — 1958. — № 7. — С. 39—43.
Аннотация:
Статья рассказывает о визите Ларисы Жадовой в дом французского художника Фернана Леже и строительстве музея в его честь. Описываются художественные произведения Леже, его связи с русским авангардом и коммунистическим движением. Затрагиваются поздние реалистические тенденции в его творчестве и работы его учеников.
 
The article describes the author's visit to the home of French artist Fernand Léger and the construction of a museum in his honor. It covers Léger's artworks, his connections with the Russian avant-garde and the communist movement. It touches upon Léger's later realistic tendencies in his work and the pieces by his students.
 
这篇文章描述了作者参观法国艺术家费尔南·莱热的家以及为纪念他而建造的博物馆。文中涉及莱热的艺术作品、他与俄罗斯先锋派和共产主义运动的联系。还提到了他晚期作品中的现实主义倾向以及他学生的作品。
 
この記事はフランスの画家フェルナン・レジェの自宅を訪れ、彼を称えた博物館の建設について書かれています。レジェの芸術作品、ロシアのアヴァンギャルドやコミュニストとの関係が取り上げられています。また後期の写実的な作風や、レジェの弟子たちの作品についても言及されています。
 
Der Artikel beschreibt den Besuch der Autorin im Haus des französischen Künstlers Fernand Léger und den Bau eines Museums zu seinen Ehren. Es werden Légers Kunstwerke, seine Verbindungen zur russischen Avantgarde und zur kommunistischen Bewegung behandelt. Auch Légers spätere realistische Tendenzen in seinem Werk und die Arbeiten seiner Schüler werden angesprochen.
 
L'article relate la visite de l'auteur dans la maison de l'artiste français Fernand Léger et la construction d'un musée en son honneur. Il couvre les œuvres d'art de Léger, ses liens avec l'avant-garde russe et le mouvement communiste. Il aborde également les tendances réalistes tardives dans son travail et les œuvres de ses élèves.
Все выпуски журнала «Декоративное искусство СССР» в библиотеке TEHNE:
https://tehne.com/library/zhurnal-dekorativnoe-iskusstvo-sssr-moskva-1957-1991
 
 
 
 

В ДОМЕ ЛЕЖЕ

Л. ЖАДОВА

 
В январе этого года нам довелось побывать в доме одного из самых известных художников Франции — Фернана Леже, в Бьоте, маленьком прибрежном местечке Средиземноморья. Вдова недавно умершего художника, художница и его ученица, Н. П. Петрова пригласила нас посмотреть строительство музея Фернана Леже.
 
 
Ф. Леже. Панно «Птицы в лесу». Керамика. 1953.
Ф. Леже. Панно «Птицы в лесу».
Керамика. 1953.
 
 
Здание галереи музея воздвигается тут же в Бьоте, рядом с домиком Леже. (В январе была уже закончена кладка стен и началась сборка фасадной мозаики). Место для музея выбрано исключительное; купаясь в солнечных лучах, он стоит на одном из тех красивейших холмов, которые сразу бросаются в глаза всякому, кто хотя бы на километр-два свернет с приморского шоссе Кан — Ницца в глубь побережья.
 
 
Ф. Леже. Оборона Сталинграда. Эскиз монументальной росписи. 1955.
Ф. Леже. Оборона Сталинграда.
Эскиз монументальной росписи. 1955.
 
 
Фернан Леже, в особенности в последние годы жизни, горел идеями нового, современного монументально-декоративного искусства, он искал возможностей построить величественное общественное здание, украшение которого основывалось бы на классическом синтезе живописи, скульптуры и архитектуры. «Меня давно преследует идея такого здания, я бы не хотел умереть, не построив его», — не раз говорил он. Однако в мире капитализма даже такой художник, как Леже, имевший большой, долгий и прочный успех на буржуазной бирже ценностей искусства, не мог при жизни осуществить своей мечты. Более того, претворение мечты художника в действительность после его смерти — теперь уже в виде мемориального здания, — пожалуй, настолько же незакономерно для современной Франции, насколько исключительно использование наследства художника для финансирования строительства музея. Музей Леже воздвигается для благородных целей показа всего творческого пути этого яркого, сложного и противоречивого мастера, одного из основателей и столпов кубизма и в то же время человека, еще в 1936 году вставшего на поддержку Народного фронта, а в последние годы жизни вступившего во Французскую компартию.
 
 
 
 
Дом Леже в Бьоте полон живописными и графическими работами мастера, коврами и образцами декоративной керамики, сделанными по его рисункам. Там же стоит небольшая модель здания музея. Это двухэтажный вытянутый прямоугольник строгих геометрических форм. Две трети фасада, от крыши и до нижней ленты входных дверей, покрыты громадной сорокаметровой мозаикой с двумя вкомпонованными в нее многоцветными рельефами из керамики. Противоположная сторона здания состоит из сплошных стеклянных окон, дающих свет в два огромных экспозиционных зала — в них предполагается разместить около трехсот различных работ Леже. Сбоку, против лестницы, ведущей на второй этаж, прозрачное стекло комбинируется с двухъярусным цветным витражом. Мозаика, керамика, витраж — все это сделано по собственным эскизам Фернана Леже.
 
 
Ф. Леже. Конструкторы. 1950.
Ф. Леже. Конструкторы. 1950.
 
 
Парк вокруг музея будет украшен живописной скульптурой из цветной керамики. Леже много размышлял над тем, как приспособить технику цветной керамики для самых различных целей современного монументально-декоративного искусства: для монументальных рельефов, для садовой скульптуры, для пластического украшения архитектурных интерьеров.
 
«Божественный закон контрастов проникает все мое творчество», — говорил Леже. Он искал контрастов форм, ритмов, пространства, цвета, контрастов всему эклектичному, пошлому, выдыхающемуся в буржуазном искусстве. Однако поиски контрастов и необычности зачастую приводили Леже к отрицанию законов и принципов изобразительного искусства вообще. Можно понимать стимулы, но трудно принимать результаты. Художник стремился создать величественное, здоровое искусство, отмеченное печатью грандиозности новой эпохи, но, думается, что конкретная положительная программа такого искусства была неясна ему самому.
 
Путь Леже — художника и человека — сложен и труден, но связь с прогрессивным лагерем культуры для него традиционна. Еще в 20-х годах он подружился с Маяковским и Эйзенштейном. В. Маяковский в своем очерке «Семидневный смотр французской живописи», рассказывая о ряде встреч с французскими художниками, говорил, что Ф. Леже произвел на него «самое большое, самое приятное впечатление». В главе, специально посвященной Леже, Маяковский писал: «Радует, что он не выставляет вперед свои достижения и достиженьица, не старается художественно втереть вам очки своей революционностью, а как-то, отбросив в сторону живопись, расспрашивает о революции русской, о русской жизни... Как только я заикнулся о том, что товарищей моих может заинтересовать его живопись, то увидел не дрожащего над своими сокровищами купца-художника, а простое:
 
— Берите все. Если что через дверь не пролезет, я вам через окно спущу».
 
В 1936 году сын нормандского крестьянина, солдат-фронтовик первой мировой войны — Фернан Леже в числе многих выдающихся представителей французской культуры, таких, как Пикассо, Корбюзье, резко протестовал против активизации фашистов во Франции. По свидетельству советского писателя Вс. Вишневского, не раз встречавшегося в то бурное время с Леже, художник, занимая прогрессивные политические позиции, ощущал себя на стороне нового мира реалистического искусства.
 
 
Ф. Леже. Ковер. Шерсть.
Ф. Леже. Ковер.
Шерсть.
 
 
«Я утверждаю, что рабочие массы поймут и полюбят мою работу... Я считаю себя реалистом, я изучаю вещи, предметы... Мой мир — мир ритма и изучения законов строения вещей»...
 
При всей этой крайней субъективности представления художника о реализме и о своем искусстве знаменательно его желание ощутить общественную необходимость своего искусства.
 
 
 
 
Примечателен последний период в творчестве художника. В эти годы он работает над несколькими сюжетными композициями. Около пяти вариантов картин «Конструкторы» и «Пикник на траве», эскиз монументальной росписи «Оборона Сталинграда»... Леже и раньше много писал людей. Однако человеческие фигуры в его картинах выглядели огромными, неуклюжими роботами. В последних сюжетных картинах Леже отнюдь не освободился от нарочитого геометризирования человеческих фигур, но люди все больше приобретали для него самостоятельную человеческую значимость, он подходил к необходимости создания индивидуальных человеческих характеров.
 
Эту проблему он не решил в картинах, но успешно начал осуществлять в портретах. В последние годы художник написал ряд портретов друзей и близких. Среди них наиболее примечательны живописный и графический портреты жены и набросок двойного начатого им перед смертью портрета В. Маяковского и Л. Брик. Противоестественно было бы изображать людей, которых художник знал и любил, в виде безликих механических роботов. Создание этих портретов закономерно направляло Леже к новым реалистическим решениям.
 
В портретах Леже нет тонкости психологических нюансов. Он лепит сочно и крупно. Как в увеличительное стекло художник приближает к зрителю изображаемое. Человеческий и художественный смысл этого укрупнения пластических форм и обобщения контуров убедительно передан к точной и выразительной графической манере. Нельзя не отметить, что Леже был прекрасным рисовальщиком.
 
Фернан Леже много и успешно работал над созданием эскизов для ковров. Гостиная, в которой стоял стол с моделью будущего музея, была устлана веселым праздничным ковром, вытканным по эскизу художника. Узор ковра напоминал фантастический пушисто-мягкий паркет, составленный из желтых, зеленых, черных, красных, белых крупных пятен причудливой формы. Цветастые сплетения геометрических форм (так любимые Леже) обрели в узорах ковров большую художественную убедительность. Их жизнерадостная декоративность, не требующая в прикладном искусстве обязательной, определенной сюжетно-смысловой мотивировки, оказалась здесь как нельзя на месте.
 
Праздничные в своей декоративной простоте ковры Леже пользуются большой любовью во Франции.
 
Трудно сказать, как дальше развивалось бы творчество Леже, однако известные реалистические сдвиги в последний период его творчества, думается, знаменательны.
 
Творческое наследие Фернана Леже — обширно и противоречиво. Но его ученики, с которыми нам пришлось встречаться, — и Н. Петрова и художник Жорж Бокье, в прошлом директор школы-мастерской Леже, — говорят о том, что его наследие направляет их на реалистические поиски.
 
Художественные тенденции в творчестве Н. Петровой напоминают некоторые явления в советском искусстве 20-х годов. Ее портреты Ф. Леже, матери, дочери с маленькими детьми плакатны, празднично-красочны, декоративны по общему решению. Большое впечатление производит рисунок Н. Петровой — «Зоя Космодемьянская». Красивая, пышноволосая голова девушки дана сильным, крупным планом, как в кино. Вокруг шеи — петля насильственной смерти. Рисунок насыщен высокотрагической патетикой.
 
Жорж Бокье — человек гораздо больше любящий узнавать, чем рассказывать, живой, жадно интересующийся всем советским — советским искусством, культурой, жизнью, бытом, — показал нам свои последние работы: ряд натюрмортов и незаконченную картину «Художник в мастерской». Ученик Леже — Бокье энергичный и предельно точный рисовальщик. Его мастерская буквально полна подготовительных рисунков. Бокье работает над своими картинами долго, тщательно и целеустремленно. Стараясь быть точным и правдивым, он любовно выверяет каждую деталь. Его натюрморты состоят из самых простых вещей. Соломенный стул, стол, печка, скромная посуда — все так, как в доме рабочего. Простоте вещей соответствует простота изобразительного решения. В нем все лаконично и крупно. Натюрморты Бокье открывают перед зрителем особую красоту простоты, заключающуюся в обыденных, не бросающихся в глаза предметах быта. Бокье в своем творчестве отталкивается от Леже и вместе с тем изучает Курбе и старых мастеров. Сейчас Бокье мечтает написать картину «Материнство», по его выражению, такую нежно-нежно-розовую, чтобы сам этот цвет был насыщен содержанием великой и вечной темы человеческой любви. Сейчас Н. Петрова и Ж. Бокье относительно мало занимаются собственной творческой работой. Все силы и энергию они отдают строительству музея своего знаменитого учителя и друга Фернана Леже. Строительство музея идет успешно, и его торжественное открытие предполагается нынешней осенью.
 
 
Строительство музея Ф. Леже в Бьоте.
Строительство музея Ф. Леже в Бьоте.
 

27 марта 2024, 11:14 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий