наверх
 

В. И. Делле. О современной мебели. 1958

В. Делле. Комбинированная мебель. Проекты.
В. Делле. Комбинированная мебель. Проекты.
 
 
 
Автор статьи:
Валентина Илларионовна Делле (1920—2006) — архитектор, главный специалист Института жилища по секционной мебели.
Статья публикуется по изданию:
В. Делле. О современной мебели // Декоративное искусство СССР : Ежемесячный журнал Союза художников СССР. — 1958. — № 5. — С. 28—32.
Аннотация:
В статье рассматривается состояние производства и дизайна мебели в СССР в 1950-е годы. Автор анализирует недостатки массовой и элитной мебели того времени, отмечает преобладание устаревших форм и декора. Особое внимание уделяется перспективам развития секционной и трансформируемой мебели. Делается вывод о необходимости обновления ассортимента в соответствии с современными требованиями.
 
The article examines the state of furniture production in the USSR in the 1950s. The author analyzes the shortcomings of mass-produced and elite furniture of that time, notes the prevalence of outdated forms and decor. Particular attention is paid to the prospects for the development of sectional and transformable furniture. It is concluded that the range needs to be updated in accordance with modern requirements.
 
本文探讨了20世纪50年代苏联家具生产的状况。作者分析了当时大众和精英家具的缺点,指出过时的形式和装饰的盛行。作者特别关注模块化和可转换家具的发展前景。得出的结论是,综合现代要求,家具种类需要更新。
 
この論文は、1950年代のソ連における家具生産の状況を検討しています。著者は、当時の大衆向けと高級家具の欠点を分析し、時代遅れの形状と装飾が支配的であることを指摘しています。特に、セクショナル家具と変形家具の将来性に焦点を当てています。結論として、現代の要求に合わせて家具の種類を更新する必要があるとしています。
 
Der Artikel untersucht den Zustand der Möbelproduktion in der UdSSR in den 1950er Jahren. Der Autor analysiert die Mängel von Massen- und Elite-Möbeln jener Zeit und stellt das Überwiegen veralteter Formen und Dekors fest. Besondere Aufmerksamkeit wird den Entwicklungsperspektiven von Sektions- und Transformationsmöbeln gewidmet. Es wird der Schluss gezogen, dass das Sortiment gemäß modernen Anforderungen erneuert werden muss.
 
L'article examine l'état de la production de meubles en URSS dans les années 1950. L'auteur analyse les défauts des meubles de masse et d'élite de l'époque, note la prédominance de formes et de décors dépassés. Une attention particulière est accordée aux perspectives de développement des meubles modulaires et transformables. Il est conclu que la gamme doit être mise à jour conformément aux exigences modernes.
Все выпуски журнала «Декоративное искусство СССР» в библиотеке TEHNE:
https://tehne.com/library/zhurnal-dekorativnoe-iskusstvo-sssr-moskva-1957-1991
 
 
 

О СОВРЕМЕННОЙ МЕБЕЛИ

В. ДЕЛЛЕ

 
С ростом культуры и благосостояния советского народа изменился и его быт. В обиход прочно вошли книги, радио, телевидение.
 
Становится новым и тип самого жилища. Уже во многих городах к строительству приняты секции с квартирами, рассчитанными на проживание только одной семьи.
 
С жилищным строительством тесно связан вопрос о мебели.
 
В целях скорейшего внедрения новых типов мебели в производство в 1956 году была организована выставка отечественных и зарубежных образцов мебели в ЦПКиО имени А. М. Горького. С тех пор прошло уже много времени, а рекомендованные к массовому выпуску образцы в большинстве своем так и не увидели света.
 
Что же тормозит освоение новых, прогрессивных типов мебели?
 
Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в сложившемся положении. Всю мебельную продукцию отечественного производства можно разделить на две основные группы — мебель массовую, выпускаемую в основном в виде отдельных предметов, и мебель высшего класса, в большинстве случаев гарнитурную.
 
Ассортимент первой группы невелик: в него входят так называемый славянский шкаф с небольшими вариантами (с зеркалом или без него, с верхним остеклением малой дверцы и т. д.), две-три модели сервантов для столовой с мелкими стеклами и латунной пайкой в верхних дверцах и оттоманка с тремя подушками и качалками-подлокотниками.
 
Можно назвать еще несколько предметов, и перечень массовой, относительно более дешевой группы мебели будет закончен.
 
В выделенной нами первой группе ясно проступают черты мебели в стиле модерн, распространенном в начале XX века и оставившем, как известно, немало образцов, которые характеризуются общим упадком вкуса.
 
Но мебели современной, простых и строгих форм, удобной и недорогой, учитывающей всю специфику нового жилища и удовлетворяющей высокому вкусу, мы, к сожалению, почти не встречаем среди выпускаемой продукции.
 
 
Н. Луппов. Набор мебели. Институт жилища Академии строительства и архитектуры СССР.
Н. Луппов. Набор мебели. Институт жилища Академии строительства и архитектуры СССР.
 
 
Недальновидные работники торговли утверждают, что и славянский шкаф, и серванты, и диваны, о которых шла речь, не залеживаются в магазинах. Вся эта мебель охотно раскупается, а следовательно, она и впредь может иметь право на существование. А что касается новых типов мебели, то, кто знает, как ее оценит потребитель?
 
Нужно оговориться, что так рассуждают далеко не все, но подобные тенденции имеют место не только среди работников торгующих организаций, но и в среде людей, производящих эту продукцию.
 
Именно подобного рода «теориями» в мебельном деле можно объяснить то положение, что наша промышленность все еще выпускает мебель крайне устаревших образцов, зачастую серую, безликую. И так называемый славянский шкаф, и серванты с мелкими случайными членениями, и неуклюжие, топорные диваны устарели уже тогда, когда впервые появились на свет, а с тех пор прошло уже очень много лет.
 
Особенно плохо обстоит дело именно с массовой мебелью. Выпускаемые отдельные предметы никак не вяжутся друг с другом. Ведь никто не задумывался над тем, что получается, когда эту мебель привозят в комнату и ставят рядом. Ничто не объединяет эти предметы ни по форме, ни по отделке, ни по общей стилевой направленности.
 
Понимая, видимо, всю безликость такой мебели, каждая фабрика стремится ее приукрасить. Одни делают это при помощи накладных деталей, другие вставляют в дверцы стекло в верхнем членении. Но разве можно облагородить то, что безвкусно в своей основе? Это приводит к обратным результатам, лишь подчеркивая общую безликость предмета.
 
 
В. Делле. Набор мебели. Институт жилища Академии строительства и архитектуры СССР.
В. Делле. Набор мебели.
Институт жилища Академии строительства и архитектуры СССР.
 
 
Часто утверждают, что подобную мебель охотно покупают и нужно рассчитывать на разные вкусы. Нам представляется этот вопрос принципиальным, ибо речь идет о воспитании вкуса советских людей.
 
 
В. Делле. Комбинированная мебель. Проекты.
В. Делле. Комбинированная мебель. Проекты.
 
 
Однако недостаток выпускаемой такого рода продукции не только в низких художественных качествах, эта мебель и по своим удобствам также не удовлетворяет высоким требованиям.
 
Вот, к примеру, диван. Высокий глухой рундук сделан заподлицо с сидением и поэтому отдыхать на диване неудобно, так как некуда подобрать ноги. Несмотря на большой габарит, сиденье недостаточно глубоко. Самый же большой недостаток заключается в том, что диван этот очень неудобен для использования как спальное место, а ведь мы знаем, большинство современных диванов быстро трансформируются, превращаясь на ночь в двухспальную кровать.
 
Вторая группа мебели, более дорогая, высшего класса, представлена гарнитурами, которые производят различные фабрики. Она отделывается ценными породами дерева, профилированными деталями, резьбой и т. п.
 
Здесь, как уже говорилось, можно наблюдать другую тенденцию — обращение к стилям прошлых эпох. В одном случае подражают мебели русского классицизма XIX века, в другом — следуют образцам стиля Чиппендейля и т. д. Обсуждение таких гарнитуров на выставке в ЦПКиО имени А. М. Горького показало, что большинство представителей торгующих организаций, министерств, архитекторов и художников против такого некритического освоения наследия прошлого.
 
И это не могло быть иначе, ибо эти гарнитуры совершенно не учитывают ни требований удобств проживания, ни возможности наилучшего использования жилой площади, и по своей художественной трактовке они не соответствуют времени. По-видимому, создавая подобные гарнитуры, авторы их руководствовались принципом — чем дороже, тем лучше, забыв о том, что художественные качества отнюдь не зависят от того, в подражание какому стилю выполнена мебель.
 
Проектируя эти громоздкие, перенасыщенные резьбой, профилями и деталями предметы, конструкторы не представляют себе интерьер жилой комнаты и заботятся лишь о том, как создать впечатление нарядной и торжественной обстановки.
 
На примере широко распространенного образца книжного шкафа наглядно видна вся несуразность подобной мебели в обыкновенной жилой комнате. Он скорее мог бы быть предназначен для большого официального кабинета со значительной высотой, да и то при оговорке, что вся мебель в нем будет выдержана в том же музейно-ампирном характере.
 
Поместив такой шкаф в обычную жилую комнату, мы убеждаемся в том, что эта вещь совершенно другого масштаба и делает комнату зрительно совсем маленькой, не говоря уже о том, что такого рода мебелью просто неудобно пользоваться, ибо каждый раз, чтобы достать книгу, нужно раскрыть большую дверцу. Сами дверцы имеют очень широкую обвязку, которая вместе с перекрещивающимися переплетами закрывает книги. Глубина шкафа рассчитана, по-видимому, на постановку двух рядов книг, что также очень неудобно.
 
Безусловно, современная техника позволяет нам более или менее точно скопировать и завитки барочного кресла, и лекальные кривые Чиппендейля, и розетки русского ампира. За рубежом, особенно в США, широко развито производство мебели в любых стилях прошлых эпох. Фирмы, конкурируя между собой, наводняют рынок самыми диковинными вещами, рассчитанными на любой вкус, вплоть до самого мещанского. Здесь можно встретить кровати в стиле Людовика XIV с колонками и бархатным балдахином. Вся эта мебель, а также и безвкусное богатое убранство интерьера, как бы должны говорить о респектабельности хозяев дома.
 
Вместе с тем зарубежная мебельная практика дает нам интересные примеры рациональных и красивых решений жилой комнаты и ее обстановки. Прекрасные образцы гарнитурной мебели можно было видеть на Чехословацкой выставке в ЦПКиО имени А. М. Горького в 1955 году.
 
 
Гарнитур мебели. Чехословакия. Выставка мебели в ЦПКиО имени А. М. Горького. 1956.
Гарнитур мебели. Чехословакия.
Выставка мебели в ЦПКиО имени А. М. Горького. 1956.
 
 
Эти гарнитуры характерны общей простотой и ясностью форм. Декоративными элементами являются простые темные раскладки — профиля и фурнитура, которые контрастируют со светлой поверхностью всей обстановки, создавая единый ансамбль.
 
Отдельные предметы могут по-разному сочетаться друг с другом, создавая большое разнообразие композиций.
 
 
Набор детской мебели. Центральное проектно-конструкторское бюро.
Набор детской мебели. Центральное проектно-конструкторское бюро.
 
 
На ряде обсуждений образцов мебели можно было слышать голоса обеспокоенных производственников о том, что если отказаться от выпуска мебели в различных стилях прошлого, то чем заменить мебель высшего класса?
 
Многие считают, что массовая мебель может идти по линии освоения новых форм, а в более высоких классах мебели нужно опираться на то, что уже апробировано годами. Конечно, это неправильная точка зрения. Стоимость мебели должна определяться не стилем, в котором она выполнена. Категория, или класс, мебели должна определяться в первую очередь материалом и отделкой. Так, например, мебель, облицованная красным деревом или полированным орехом, будет стоить дороже, нежели отделанная дубом, и т. д.
 
Архитекторы, художники, мастера прикладного искусства не могут быть безучастными и пассивными наблюдателями того, как в быт советских людей все еще входят серые, безликие вещи, развивающие плохой вкус. Порой бывает, что культурный человек, специалист в какой-либо области, оказывается недостаточно компетентным в том, как обставить свое жилище, создать подлинно красивый, гармоничный интерьер. Тогда на помощь приходят различные полочки с многочисленными безделушками, вышитые салфеточки и т. д.
 
Люди с самыми лучшими искренними стремлениями хотят украсить свое жилище, поэтому надо помочь им это делать на высоком художественном уровне. Художники, архитекторы должны активно пропагандировать в массах все подлинно красивое, удобное, современное. Для этого нужно устраивать почаще выставки образцов мебели, тканей, обоев, предметов декоративного искусства с привлечением широкой общественности. Нужно показывать и обсуждать макеты новых квартир с меблировкой и убранством.
 
Да последние годы в этом направлении уже многое делается. Прежде всего необходимо сказать о той значительной пользе, которую оказала выставка образцов современной мебели, состоявшаяся в ЦПКиО имени А. М. Горького в 1956 году. Здесь было собрано большое количество разнообразнейшей мебели как в разрозненном виде, так и гарнитурами.
 
Кроме отечественных образцов различных мебельных фабрик, на выставке была широко представлена и зарубежная мебель. Показанные экспонаты составили большой материал для изучения и отбора всего, что могло быть полезно для нашего быта.
 
Остановимся на стилевых направлениях современной мебели, которые ясно прослеживаются на экспонатах этой выставки. Часть мебели, в основном американской промышленности, идет по линии решения чисто функциональных задач. Эта мебель подчеркнуто утилитарна, форма ее умышленно доведена до сухости, здесь уже исчезает необходимая для мебели теплота, а аскетизм формы приобретает назойливый характер, хотя по качеству материала и изготовлению американская мебельная продукция стоит на высоком уровне.
 
Большой интерес вызвала секционная и комбинированная мебель наших отечественных экспериментальных образцов и зарубежные экспонаты. Здесь было несколько различных систем секционной мебели: секционные шкафы с крупными секциями, которые ставятся вплотную один к другому, шкафы, собирающиеся из мелких остекленных секций величиной в одну книжную полку, и секционные шкафы, расчлененные по высоте на две части с нижней и верхней секциями.
 
В настоящее время существуют также, но не были представлены на выставке, системы секционной мебели, где типы и размеры самих секций дают очень большие возможности для ее использования.
 
Остановимся подробнее на тех преимуществах, которые дает секционная мебель.
 
Именно благодаря тому, что формы мебели, ее пропорции и размеры учитывают высоту жилища, вся комната в целом, весь интерьер становится соразмерным и красивым.
 
Определились основные приемы композиции: архитекторы и художники стремятся к горизонтальным членениям довольно низких предметов или плоских стеллажей, используя высоту стены.
 
Интересны тенденции пространственного решения интерьера: многие предметы мебели (придиванные тумбы, книжные стеллажи, полки и пр.) могут не иметь тыльной стороны, которой предмет ставится к стене. В такой мебели все стенки чисто обработаны и дают возможность ставить отдельные предметы не только вдоль стены, но и непосредственно среди комнаты для пространственной завязки интерьера.
 
Прием пространственного решения комнаты нужно приветствовать не только с точки зрения эстетического восприятия, но и потому, что этим можно увеличить емкость отдельных предметов, повысить удобство пользования ими, то есть усовершенствовать функциональную сторону.
 
Книжный стеллаж можно поставить не только вдоль стены, но и торцом к ней. Это дает возможность часть его отделений, обращенных к дивану, сделать глухой, приставить сам диван вдоль этой глухой стенки, а с другой стороны стеллажа организовать рабочее место (для Этого одна из секций, выходящая в сторону рабочего места, решена в виде секретера). Постановка стеллажа торцом к стене комнаты позволяет по-новому организовать пространство, создать внутри одной комнаты обособленные уголки, дать дополнительные удобства по сравнению с постенной расстановкой мебели.
 
Наборы секций в большинстве случаев комплектуются с таким расчетом, чтобы секционный шкаф был универсальным. В набор таких секций входят остекленные отделения, могущие быть использованными для книг, декоративных изделий, фарфора, секции с секретером и секции типа комодов с бельевыми ящиками или шкафчиками. Практически, комбинируя наборы из такого количества типоразмеров отдельных элементов, мы имеем возможность получить самые разнообразные варианты секционных шкафов.
 
Весьма разнообразны и приемы блокировки, соединения секций между собой. Но во всех случаях характерной является возможность быстрой и легкой разборки и нужной перестановки отдельных элементов.
 
Возможность создавать композицию по своему вкусу и желанию делает секционную мебель незаменимой в нашем быту. Здесь открываются большие возможности и для проектировщиков, ибо многообразие секционных решений огромно, а простота конструкций делает эту мебель удобной для поточного индустриального изготовления.
 
Широко входит в быт и комбинированная мебель: различные типы диванов-кроватей, кресел-кроватей, столов, комбинированных со шкафами, и т. д. Удобства, которые дает комбинированная мебель, хорошо известны, особенно в связи с тем, что по большей части та или другая комната используется в различных целях. Так, например, может быть настоятельная необходимость использовать спальню в дневное время как комнату для занятий, столовую как гостиную или общую комнату, где вечером можно собраться с семьей и знакомыми посмотреть телевизор, послушать музыку. В этих условиях комбинированная мебель незаменима.
 
Представляется, что особое внимание стоило бы обратить на различные варианты диванов-кроватей. Имеющиеся в продаже диваны-кровати с откидной спинкой не всегда удобны, прежде всего хотя бы потому, что они при трансформации не дают полноценного двухспального места, а также по своим невысоким художественным качествам. Форма их тяжеловесна, боковые спинки, подлокотники не найдены по рисунку. Эта, к сожалению, единственная конструкция дивана-кровати еще не является совершенной, и следовало бы внедрить в производство и другие системы.
 
Очень интересна чешская модель дивана-кровати с тремя подушками и выдвижной рамкой, на которую укладываются подушки спинки, образуя удобное двухспальное место. Этот диван без подлокотников и потому его можно ставить с приставной придиванной тумбой. Несложная конструкция удобна для быстрой трансформации. Отсутствие подлокотников позволяет использовать диваны-кровати для установки их в углу, что дает красивое и удобное решение комнаты.
 
Примечателен диван с поворотной спинкой, которая на ночь опускается на сиденье, а к тыльной стороне спинки пристегивается постель. Существует и ряд других систем комбинированных диванов-кроватей, так, например, кровать, убирающаяся на день в пристенный шкафчик и освобождающая место в комнате.
 
Каждая из этих схем имеет свои достоинства и недостатки, но тем, кто работает над мебелью, следовало бы продумать наиболее целесообразные решения диванов-кроватей.
 
Комбинированная и секционная мебель для отечественной промышленности дело новое, и ее внедрение требует определенного времени и усилий. Но нужно сказать, что период этот слишком затянулся. Однако советские люди ждут от работников мебельной промышленности удобной, недорогой и красивой мебели.
 
 
Постановка комбинированной мебели торцом к стене. Франция. Журнал «Декоративное искусство».
Постановка комбинированной мебели торцом к стене.
Франция. Журнал «Декоративное искусство».
 

3 марта 2024, 12:55 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий