наверх
 

Станислав Лем. Жилище будущего

   
 
 
 
Автор статьи:
Станислав Лем (1921—2006) — польский писатель, философ и футуролог.
Статья публикуется по изданию:
Станислав Лем. Жилище будущего // Декоративное искусство СССР : Ежемесячный журнал Союза художников СССР. — 1968. — № 4. — С. 26—27.
Аннотация:
В этой статье польский писатель-фантаст Станислав Лем размышляет о том, как могут выглядеть жилища в будущем. Он предполагает, что жилища будущего будут более гибкими, адаптируемыми и функциональными; они будут создаваться с использованием новых материалов и технологий. Однако Лем подчеркивает, что нельзя предугадать будущие стили и необходимо сохранять культурное разнообразие в архитектуре.
 
In this article, Polish science fiction writer Stanislaw Lem contemplates how future dwellings might look like. He envisions them as more flexible, adaptable and functional, utilizing new materials and technologies. However, the author emphasizes that future styles cannot be foreseen and cultural diversity in architecture must be preserved.
 
在这篇文章中,波兰科幻小说作家斯坦尼斯瓦夫·莱姆思考未来住宅可能会是什么样子。他设想它们会更加灵活、可适应和实用,利用新材料和新技术。但是,作者强调无法预测未来的风格,在建筑方面必须保持文化多样性。
 
このエッセイでは、ポーランドのSF作家スタニスワフ・レムが、将来の住居がどのようなものになるかについて考察しています。彼は、新しい素材と技術を活用し、よりフレキシブルで適応性が高く、機能的なものになると予想しています。しかし、著者は将来のスタイルを予測することはできず、建築における文化的多様性を維持する必要があると強調しています。
 
In diesem Artikel sinniert der polnische Science-Fiction-Schriftsteller Stanislaw Lem darüber, wie Behausungen in der Zukunft aussehen könnten. Er stellt sich vor, dass sie flexibler, anpassungsfähiger und funktionaler sein werden und neue Materialien und Technologien nutzen. Der Autor betont jedoch, dass man zukünftige Stile nicht vorhersehen kann und die kulturelle Vielfalt in der Architektur bewahrt werden muss.
 
Dans cet article, l'écrivain de science-fiction polonais Stanislaw Lem réfléchit à l'apparence que pourraient avoir les habitations dans le futur. Il les imagine plus flexibles, adaptables et fonctionnelles, utilisant de nouveaux matériaux et technologies. Cependant, l'auteur souligne qu'on ne peut prévoir les styles futurs et qu'il faut préserver la diversité culturelle dans l'architecture.
Все выпуски журнала «Декоративное искусство СССР» в библиотеке TEHNE:
https://tehne.com/library/zhurnal-dekorativnoe-iskusstvo-sssr-moskva-1957-1991
 
 
 

Жилище будущего

Станислав Лем (Польша)

 
 
Эту статью известные польский писатель С. Лем написал специально для нашего журнала. Рисунки сделаны Анной Щепаньской — студенткой Ягеллонского университета в Кракове.
 
 
Как будет выглядеть жилище в будущем, предвидеть особенно трудно, поскольку это касается не только гипотетических материалов и способов строительства, но и новых стилей; а предсказать стиль так, как предсказывают научные открытия, просто невозможно. Открытия иногда делают одиночки. Стили же не являются изобретениями отдельных личностей, а возникают в сложных массовых процессах эволюции культуры. Ничем не ограниченная фантазия здесь неуместна. Наоборот, для нее нужно прежде всего искать ограничения. Как будут выглядеть квартиры, во многом зависит от того, как станут развиваться города. Тенденция их роста ввысь вызвана объективными причинами и нуждами градостроительства. В большом доме есть что-то от пчелиных сот. Он ограничивает жизненное пространство даже и тогда, когда весь состоит из больших квартир: семьи растут, а у дома нет резиновых стен. Однако возможно сооружение домов, напоминающих свободно растущие в растворе кристаллы. Такой дом мог бы разрастаться на любом этаже, вытягивая «отростки», достраиваемые по мере необходимости. Во всем мире строители в ужасе от одной и той же проблемы — как достичь хорошей акустической изоляции. Мало найдется зданий, в которых один сосед не слышал бы радио, играющего у другого. Эту проблему можно решить заодно еще с несколькими. Если бы разделить отдельные квартиры пустыми пространствами, вопрос звукоизоляции был бы решен. Через возникшие в теле дома пустоты можно было бы нагнетать кондиционированный воздух. К тому же в межстенном пространстве люди стали бы хранить всевозможную мебель, выдвигающуюся из стен не обязательно «нажатием кнопки», но и по устному приказу. Соответствующие электронно-акустические фильтры приводили бы тогда в действие механизмы, двигающие из стен шкафы, столы, стулья, кровати... В связи с этим возникли бы новые технические задачи, например: как помешать маленьким детям легкомысленно «командовать» стенами и мебелью во время игры.
 
 
 
 
Стоит задуматься над тем, какие элементы жилого интерьера могли бы в нем материально отсутствовать. Таких элементов существует немало, хотя сейчас нам знаком только один, а именно тот, что виден в пределах экрана телевизора. Никто не жалуется на то, что ни дикторы, ни обстановка программы не находятся материально в его комнате, а лишь существуют на экране как зрительная информация. Очень многие элементы жилого интерьера служат нам только оптически: картины на стенах, узоры обоев или цвет стен, характер отделки потолка — все это могло бы находиться в жилище будущего как своего рода проекция, переданная издалека — по аналогии с сегодняшним телевидением. Таким образом, если у кого-то появится желание, можно иметь великолепный кессонированный свод или своды, расписанные самим Рафаэлем, или просто звездное небо; в рамах «картин» ожили бы полотна величайших мастеров, причем и то, и другое цветом, фактурой, характером невозможно было бы визуально отличить от оригиналов. Случаи, когда кто-нибудь использует потолок своей квартиры не только для того, чтобы на него смотреть, настолько редки, что практически их можно игнорировать. Комнаты могли бы, по желанию, менять цвет и пластическую структуру, о которой мы уже говорили; можно также пожелать, чтобы одна из стен стала условно прозрачной и сквозь нее мы увидели бы Гималаи, морское дно, осенний парк, любой выбранный пейзаж. Не все, конечно, должно быть иллюзией. Представляется вполне правдоподобным, что в очень больших зданиях появятся сады на отдельных этажах, и квартиры будут как бы постепенно переходить в эти сады. Наличие настоящей зелени, которая может служить и перегородкой, играть роль стен (например, вьющиеся растения), очень желательно. Когда кухонные работы будут автоматизированы, сами кухни потеряют, наверное, часть красоты и шика, — трудно себе представить, чтобы имело смысл заботиться об эстетических «чувствах»... кухонных автоматов и роботов.
 
 
 
 
Мы здесь говорим в основном о гибкости жилого интерьера, усиленной возможностью менять его кубатуру (благодаря подвижным стенам) и конфигурацию (потому что пространство детской, например, можно превратить в вертикальное, отдав в распоряжение детей два жилых этажа по крайней мере до тех пор, пока они не подрастут и им станет тесно в этих микроквартирках). Я уже предостерег, что не удастся предвидеть того, что внесет в облик жилья будущего новый стиль, вернее, многообразие будущих стилей, и можно в лучшем случае попробовать определить новые материалы и новые способы работы, какими будут располагать архитекторы интерьера. Уже сегодня возможно конструировать очень легкую складную мебель: пневматические кресла, креслица, постели и кушетки, но они, пожалуй, не приживутся в квартире и скорее понадобятся для каких-нибудь поездок и экскурсий. Уже есть образцы эффектных пластических материалов, прозрачных, как стекло, или окрашенных в любой цвет, и можно представить себе гарнитуры мебели, как бы вытесанные из янтаря, агата или других благородных минералов, но эластичных, гибких, поэтому пригодных для изготовления стульев или различных лежаков. Правда, такие материалы могут быстро надоесть, примелькаться. Однако существует возможность изготовлять индивидуальную мебель, «подогнанную», как одежда, сшитая по стандартному размеру, к фигуре конкретного человека. Из материалов, которые можно отливать, гладить или выдувать, подобно жидкому стеклу, в формы, возникла бы мебель специфических органических очертаний, которая могла бы покрываться изображениями в той же системе, как расписывались в древности греческие или китайские вазы, или, напротив, оставаться благородной в своей чистоте. Материал одновременно прочный и эластичный позволяет, например, создавать стулья без пружин и ткани, которая нередко портит форму самой мебели. Конечно, захочет кто-то, и можно жить в квартире, подобной какому-то древнему жилью, например в круглой комнате с множеством окон, выходящих на околицу, как бы расположенной на верху башни: для этого вовсе не требуется строить такую башню, потому что окна тоже были бы телевизионными экранами, показывающими либо реальное окружение здания, либо панораму, выбранную по желанию.
 
 
 
 
Так называемый комфорт сейчас имеет свой стереотипный облик в различных частях света, и когда кто-то прибывает в Лондон, Каир, Сидней или Москву и живет в большом отеле, то часто может вообще забыть, какова в своей специфичности страна, которая его окружает. Во всех этих городах при всей их индивидуальности он попадает в невероятно однородную среду гостиницы. Думаю, что будущее не должно допустить углубления стандартности стиля в масштабе всей планеты, что будут сознательно сохранены специфические особенности разных мест, сформированные наследием национального искусства, локальными традициями, гармонически преобразованными техническим прогрессом. Техника может нам в этом помочь, но техника не может решить за нас проблемы обогащения разнородных культур, в том числе и в архитектуре интерьера. Это одно из мест, одна из профессий, где машина никогда не заменит человека.
 

6 марта 2024, 13:09 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий